Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В декабре 2019 г. дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определено Государственной автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования".
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Свердловской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области № 385-Д от 19.04.2022 «Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области».
Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности в образовательной организации предусматривает, независимо от форм наставничества три главные роли:
- § Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- § Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- § Куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Документы федерального значения
- Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области № 385-Д от 19.04.2022;
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций";
- Письмо Минпросвещения России, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657 "О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях".
Документы регионального значения
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях от 28.12.2021г.;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 19.04.2022 № 385-Д «Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
- План мероприятий ЦНППМ по Наставничеству на 2023 учебный год.
- Методические рекомендации "Организация наставничества в современной школе"
Наши наставники состоят в региональной информационной базе наставников
Команда ЦНППМПР «Учитель будущего» разработали следующие методические пособия в формате интерактивной-настольной книги для педагогов-наставников Свердловской области:
- Навигатор педагога-наставника;
- Навигатор молодого педагога;
- Реверсивное наставничество: информационно-аналитические материалы;
- Реверсивное наставничество: методическое пособие для наставника;
- Сборник лучших практик наставничества
Консультационная служба «Доступный наставник» - оказание бесплатных консультаций педагогическим работникам и управленческим кадрам специалистами ЦНППМПР по ключевым вопросам управленческого и методического характера, в том числе подбор наставника, помощь в реализации целевой модели наставничества
Документы органа местного самоуправления
- База кураторов системы наставничества образовательных учреждений городского округа Верхняя Пышма на 2023-2024 год;
- База наставников и наставляемых образовательных учреждений городского округа Верхняя Пышма на 2023-2024 год
В образовательных учреждениях городского округа Верхняя Пышма реализуются следующие формы наставничества:
- учитель-учитель;
- учитель-ученик;
- ученик-ученик.
Наставничество педагогических работников можно разделить на несколько видов, которые в образовательной организации могут применяться в комплексе или выборочно – в зависимости от конкретной ситуации:
- виртуальное (дистанционное);
- групповое («веерное»);
- групповое комплексное;
- краткосрочное или целеполагающее;
- реверсивное;
- ситуационное;
- скоростное консультационное;
- традиционное.
На сайтах подведомственных образовательных учреждений создан раздел «Наставничество». В данном разделе отображены разработанные и принятые нормативные документы по реализации системы наставничества педагогических работников на уровне образовательного учреждения: Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении;
- Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении»;
- Приказ о назначении куратора системы наставничества в образовательном учреждении;
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательном учреждении;
- Приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
- Персонализированные программы наставнических пар/групп;
- Годовой отчет по результатам внедрения программы наставничества педагогических работников в образовательном учреждении.
Дошкольные образовательные учреждения:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48»;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69».
Общеобразовательные учреждения:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 29»;
Учреждения дополнительного образования: